МБДОУ "Детский сад № 42" комбинированного вида

 г. Балахна

Артикуляционная гимнастика

 

 

Очень часто ребёнок не может произнести звук из – за слабых мышц губ, щёк и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения: артикуляционная гимнастика.

Рекомендации

  ·  Упражнения  выполняются в мед­ленном темпе, перед зеркалом.

  ·  Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10— 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

  ·  Выполняется  комплекс гимнастики несколь­ко раз в день.

  ·  Если для ребенка утомительно выполнять все упраж­нения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2-3 упражнения и выполнять   в течение дня.

  ·  Ежедневно даётся только одно новое упражнение.

  ·  Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение. Ручкой чай­ной ложки, шпателем или чистым пальцем помогите ре­бенку поднять язык вверх.

 

Основной комплекс артикуляционной гимнастики.

 Окошечко

 На счет «раз» широко от­крыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

 

Лягушка

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус дол­жен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

 

 

 Хоботок

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удержи­вать их в таком положении на счет до пяти.

 


 Лягушка — хоботок


  Лопаточка

 Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удер­живать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно сле­дить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

 

Трубочка

 Открыть рот, свернуть язык трубоч­кой. Длительно подуть в эту трубочку.


 

Толстячок

1. Надувание обеих щек одновременно.

 

2. Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из од­ной щеки в другую).


 Худышка

Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкну­тых губах.


Накажем непослушный язычок

Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, по­переменно высовывая и снова втягивая.


Причешем язычок

Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Ши­рокий язык протискивается наружу меж­ду зубами так, что верхние резцы скоб­лят по верхней поверхности языка.

 

Часики

Улыбнуться, открыть рот. Кончик язы­ка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

 

 Качели

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Ниж­няя челюсть при этом неподвижна.

 

  Маляр. Моем потолок.

- Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладь нёбо от зубов к горлу, нижняя челюсть не должна двигаться.

 

Чистим  зубки.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние, а затем нижние  зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо – влево.

 

Вкусное варенье

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз . нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).

 

Чашечка

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до 5. нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

 

Лошадка.

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка. Язык должен быть широким. А кончик языка не подворачиваться внутрь. Нижняя челюсть - неподвижная.

 

Грибок

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Нижнюю  челюсть сильно оттянуть вниз.

 

Гармошка

Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

 

 (Краузе Е.И. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста.

СПб.: КОРОНА принт, 2001)

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»