МБДОУ "Детский сад № 42" комбинированного вида

 г. Балахна

Как научить ребенка слушать и слышать?

 

  Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без  неё нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется  фонематическим слухом.

Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки.  Но малыша можно этому научить. Особенно необходимо развить слуховое внимание и фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребёнок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Ставьте ребенку аудиокассеты, привлекайте внимание к разным звукам в вашей квартире и на улице ("Слышишь, стучат: тук-тук!", "Птицы поют!"), Покупайте разные пищащие, гремящие, звучащие игрушки (неваляшку, музыкальную карусель, ксилофон и т.д.) Очень важно "переводить" звуки окружающего мира в речевые (кто-то чихнул - скажите "апчхи", звякнула посуда - скажите "дзынь").

Начните делать и специальные упражнения. Для крохи, конечно, это будет просто игра. Вы можете взять несколько звучащих предметов или музыкальных инструментов (бубен, дудочку, гармошку и т.д.). Совсем маленького ребенка научите извлекать из них звуки: звенеть, стучать, греметь. Постучите по разным поверхностям, пусть он услышит, какими разными получаются звуки. Потом учите его играть на разных инструментах, стучать в барабан. Подносите погремушки то к одному, то к другому уху, давайте послушать часы, телефон.

Игра "Найди игрушку".

Цель: развивать способность различать направление звука, слуховое внимание.

Водящий находит игрушку, ориентируясь на силу ударов в барабан, звон колокольчика, хлопки в ладоши и т. п. Сила звука меняется по мере приближения водящего к месту, где спрятана игрушка.

Игра Громко - тихо.

Цель: развивать способность различать звуки по силе и громкости.

Дети закрывают глаза.  Воспроизводятся громкие и тихие удары. Дети должны угадать, где стучали.

Потом попросите ребенка отгадать, что звучало (пока он не видел).

 Также можно "говорить" за разные игрушки-животных (или записать на аудиокассету: "кря-кря", "хрю-хрю" и т.д.), попросить отгадать (показать), кто так "разговаривает". Постепенно усложняйте такие игры, используя больше звуков, причем таких, которые сложнее разделить. Прошепчите малышу на ушко "секрет", пусть он тоже что-то вам прошепчет. И все это в форме игры, тогда малыш будет вам подражать.

Маленькому ребенку не всегда легко владеть своим голосом. Поиграйте с ним, говоря то тише, то громче, контролируя темп. Этому ему тоже приходится учиться. Рассказывая сказки (например, про семерых козлят), изображайте волка с "толстым" голосом, потом с "тонким", пусть попробует это повторить и сам малыш. В других сказках пусть попробует озвучить мишку, барашка, комарика, используйте контрасты. Говорите с ребенком то тихо (как будто все спят или вы крадетесь по лесу), то громко, с разной интонацией, при этом на ходу придумывайте сказки. Покажите маленькую и большую собачку: как лает маленькая (тихо), а как большая (громко), пусть ребенок повторит за вами.

Игра "Три медведя".

Взрослый  произносит реплику, а дети отгадывают, какой из медведей говорит.

Игра "Маленький - большой".

Детям раздают картинки с изображениями домашних животных и их детёнышей. Взрослый произносит слог то низким, то высоким голосом. Дети  отгадывают, кто говорит (н-р,  мама - кошка или котёнок). Затем хором проговаривают слоги МА, МО, МУ, МЫ, МЭ - так мяукает мама - кошка, а так котёнок - МЯ, МЁ, МЮ, МИ, МЕ. "А теперь я буду кошкой, а ты котёнком". Кошка зовёт  - МА, котёнок отвечает - МЯ и т.д.

Можно использовать в игре большой мяч взрослый бросает  мяч ребёнку, произнося - МА, ребёнок должен ответить - МЯ и бросить мяч обратно.

Игра "Близко -  далеко".

Дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок, играет дудочка и т. п.

Читайте стихотворение (первые две строчки тихим голосом, ударяя пальчик о пальчик тихо, две последние строчки громким голосом, громко хлопая в ладоши):

Пальчик о пальчик тихо бьем.
Пальчик о пальчик тихо бьем.
А потом в ладоши громко бьем.
Хлопаем в ладоши: бом-бом-бом.

Разучите стихотворение (произносите первую строчку обычно, вторую тихо, третью обычно, четвертую шепотом)

Мышонку шепчет мышь:

"Ты что шуршишь, не спишь?"

Мышонок шепчет мыши:

"Шуршать я буду тише".

Игра "Кто назвал?".

Цель: учить различать высоту, силу и тембр голоса.

Дети по очереди произносят "Ау", водящий отгадывает, кто произнес.

Учите ребенка воспроизводить ритм. Например, ударьте в ладоши два раза, попросите малыша повторить за вами. Постучите по столу два раза, потом еще раз после паузы, добивайтесь, чтобы ребенок повторил за вами. Отхлопывайте вместе ритм и говорите двухсложные слова: ма-ма, па-па, о-сень, ду-ет,  мно-го и др. (потом трехсложные: вы-со-та, ле-бе-да и т.д.).

 

Для ребенка постарше подойдут такие задания: "Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук... (например "М"), "Я буду называть слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком... (например "Р").

    Для 6-летних подойдет задание: "Замени первый звук в слове на "Р". Какое получилось слово? Лис-...ис, лепка-...епка, диск-...иск и т.д.".

     Начните делать все упражнения как можно раньше. Конечно, выбирайте сначала самые простые, выполняя их как бы между делом.  Не огорчайтесь, если не все получится с первого раза. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны. Постепенно усложняйте задания, преподнося их непременно в канве сказки или игры. Не забывайте при этом почаще хвалить ребёнка. Вас ждет непременный успех. 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»