МБДОУ "Детский сад № 42" комбинированного вида

 г. Балахна

Анализ речи детей

 

 

Сопоставительный анализ структурных компонентов речи детей с 3 уровнем речевого развития и нормой

 

Структурные компоненты речи детей с 3 уровнем речевого развития

Структурные компоненты речи в норме

Фразовая речь

Имеется развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недораз­вития; в активной речи ребенок пользуется в основном простыми предложениями; затрудняется или не умеет распространять про­стые предложения и строить сложные.

Дети пользуются как простыми, так и распространенными пред­ложениями; употребляют в речи как сложносочиненные, так и сложноподчиненные предложения объемом до 10 слов.

 

Понимание речи

Понимание обращенной к ребенку речи прибли­жается к норме, но остаются затруднения в понимании изменений слов, выраженных приставками, суффиксами, в различении оттен­ков значений однокоренных слов, усвоении логико-грамматиче­ских структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.

Дети осознают смысловое содержание обращенной к ним речи; возрастает устойчивость внимания к речи окружающих; они способны до конца выслушивать ответы, объяснения, указания взрослых, понимают смысл учебных и практических задач; умеют аналитически относиться к речевой деятельности: слышать, за­мечать и исправлять ошибки и неточности в речи товарищей и своей; уже нет затруднений в понимании изменений слов, связан­ных с употреблением приставок, суффиксов и флексий, в пони­мании оттенков значений однокоренных и многозначных слов, особенностей логико-грамматических структур, отражающих при­чинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.

 

Словарный запас

Словарный запас значительно возрастает, ребе­нок пользуется всеми частями речи, однако при этом заметно преобладание существительных и глаголов, недостаточно прила­гательных (особенно относительных), наречий; предлоги, даже простые, употребляет с ошибками; характерно неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотвор­чества.

Объем активного словаря в речи детей возрастает до 3000 слов, по­являются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель и т.д.). .Чаще используются прилагательные для обозначения при­знаков и качеств предметов, для отражения временных и про­странственных отношений, начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка и т.д.), шире исполь­зуются наречия и личные местоимения, сложные предлоги (из-под, из-за, около и др.). Дети свободно владеют функцией словообразо­вания: образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренные слова различных категорий (плавать, пловец, пловчиха, плавучий), относительные прилагательные от суще­ствительных (дерево деревянный, снег — снежный) и т.д. В этом возрасте ярко проявляется феномен словотворчества.

 

Грамматический строй речи

Ребенок правильно употребляет простые грам­матические формы, но допускает специфические ошибки: непра­вильное согласование имен прилагательных с именами существи­тельными в роде, числе, падеже; имен числительных с именами существительными; пропуски и замены предлогов; ошибки в уда­рениях и падежных окончаниях.

 

К пяти годам дети усваивают основные формы согласования слов: прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, существительных с числительными; постигают в основных чер­тах типы склонений и спряжений; активно овладевают функцией словоизменения: имен существительных по числам, глаголов прошедшего времени по числам и родам, глаголов настоящего времени по числам и лицам; адекватно употребляют предлоги в речи.

Однако рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры часто являются одной из причин увеличе­ния грамматических ошибок, таких как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных, неправильное согласование глаголов с сущест­вительными, нарушения в структуре предложений и т.д.

 

Звукопроизношение

Произносительные возможности детей улучша­ются, но по-прежнему могут оставаться все виды нарушений (чаще всего свистящий и шипящий сигматизмы, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения); характерны нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному, и замены групп звуков более простыми по артикуляции.

У большинства детей к пяти годам заканчивается процесс овладе­ния звуками; речь в целом чистая и отчетливая; возрастает, инте­рес к звуковому оформлению слов, к поиску рифм.

 

Слоговая структура слова

Нарушений слоговой структуры слов меньше, чем у детей 2-го уровня речевого развития, но все же в наиболее труд­ных случаях ошибки и искажения остаются те же, особенно стра­дает звуконаполняемость слов.

 

 Слоговая структура в норме.

Фонематическое восприятие

По-прежнему недостаточно развиты фонемати­ческий слух и фонематическое восприятие; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется.

 

У детей пятилетнего возраста достаточно хорошо развит фоне­матический слух; они дифференцируют слова, отличающиеся друг от друга одним звуком (звонким — глухим: коза коса; твер­дым — мягким: поток — потек); могут установить наличие задан­ного звука в слове, выделить первый и последний звуки в слове, подбирать слова на заданный звук; дети могут точно воспроизво­дить различные интонации, выдерживать паузы, различать повы­шение и понижение громкости голоса, ускорение и замедление темпа речи.

Необходимо помнить, что более высокие формы анализа и син­теза слов самостоятельно, без специального обучения не разви­ваются.

 

Связная речь

Такие дети пользуются в основном простыми предложениями, а также некоторыми видами сложных. При этом структура их мо­жет нарушаться: отсутствие главных или второстепенных членов предложения («Папа забивает картину» — Папа прибивает гвоздь для картины.)

При пересказе  дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета, обеднять со­держание.

 

К пяти годам дети могут пересказать знакомую сказку, выразительно читать стихотворения, пересказывают только что прочитанные дважды короткие тексты. Дети способны рассказать о виденном или услышанном довольно подробно и последовательно, могут объяснить причину и следствие, составить рассказ по картинке, отличить сказку от рассказа; дети более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарищей.

 

  

(Коррекция нарушений речи у дошкольников:

Часть 1. Организационные вопросы программно – методического обеспечения / Под ред. Л.С. Сековец. – М.: АРКТИ, 2005.)

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»