МБДОУ "Детский сад № 42" комбинированного вида

 г. Балахна

Над чем работает логопед с детьми

 

Цель коррекционной работы  своевременная,  систематическая, психолого – медико – педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии, коррекция и компенсация имеющихся отклонений, профилактика вторичных нарушений и социальная адаптация детей с отклонениями.

 Основные задачи коррекционной работы  с  детьми,

имеющими общее  недоразвитие  речи.

1.     Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка:

  • уточнение и расширение словарного запаса;

  •  формирование обобщающих понятий;

  • формирование практических навыков словообразования и словоизменения.

2.     Формирование правильного произношения:

  • воспитание артикуляционных навыков;

  •  развития фонематического слуха и восприятия;

  •  овладение слоговой структурой слова.

3.     Развитие навыков связной речи:

  •  составление и распространение предложений;

  •  составление разного вида рассказов и рассуждений.

4.      Подготовка к обучению грамоте  и овладение  её элементами.

5.     Развитие психических процессов.

6.     Развитие  мелкой моторики.

7.     Оказание консультативной помощи родителям, педагогам ДОУ по вопросам предупреждения и устранения речевых нарушений.

  Над чем работает учитель – логопед  с детьми в дошкольном учреждении

Формирование правильного звукопроизношения

Формирование

словаря

Совершенствование грамматического строя речи

 

Развитие связной речи

 

Совершенствование психологической базы речи

 - Обследование  звуков речи детей, с целью их дальнейшей коррекции

 -   Развитие артикуляционной  моторики:

проведение артикуляционной 

 гимнастики, элементов массажа  языка, мимические упражнения.

 -   Развитие фонематических процессов:

узнавание неречевых звуков;

различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру; различение слов, близких по звуковому составу;

дифференциация слогов: воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога, воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками, воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками, воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости – звонкости (по  твёрдости – мягкости), воспроизведение слоговых пар с наращиванием одного согласного звука, воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными; дифференциация  фонем; развитие навыков элементарного звукового анализа.

 -  Развитие речевого дыхания, с целью отработки  длительного,  плавного, сильного выдоха.

 -  Работа над слоговой структурой  слов.

Упражнять в произношении слов с произносимыми звуками (поставленными звуками) в следующей последовательности:

двухсложные слова из открытых слогов; трехсложные слова из открытых слогов; односложные слова из закрытых слогов; двухсложные слова из закрытых слогов; двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и открытым слогом; двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и открытым слогом; двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым слогом; двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и закрытым слогом; трехсложные слова с закрытым слогом; трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и открытым слогом; трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и закрытым слогом; односложные слова со стечением согласных в начале и конце слова; двухсложные слова с двумя стечениями; трехсложные слова с двумя  стечениями; четырехсложные слова из открытых слогов; пятисложные слова из открытых слогов; четырехсложные слова с закрытым слогом и (или) стечениями   Пятисложные слова с закрытым слогом и (или) стечениями; слова со сложными стечениями (три и более согласных рядом).

 -   Развитие мелкой моторики и активизация межполушарного воздействия: развитие  мелкой моторики  с помощью пальчиковой гимнастики, согласно лексической теме: например, «Наше тело», «Осень», «Одежда» и т.д.; развитие  мелкой моторики  с помощью дидактических игр в логопедическом кабинете: мозаика, «Волшебные верёвочки», «Шнуровка» и т.д.,

активизация межполушарного воздействия  с помощью кинезиологических упражнений.

 -    Постановка звуков, их автоматизация и дифференциация в речи.

Расширение, уточнение, обогащение   и активизация словаря  по лексическим темам, согласно программе: например, «Игрушки»,

«Золотая осень», «Овощи»,  «Фрукты», «Обувь» и т.д.

 -   Формирование практических навыков словообразования:

- образование имён существительных при помощи уменьшительных суффиксов (ложка - ложечка, чашка - чашечка и т.д.),

- образование относительных имён прилагательных (картонная, бетонная и т.д.),

- образование притяжательных имён прилагательных (беличьи уши, медвежья лапа и т.д.),

- образование глаголов при помощи приставок (наливают, выливают, переливают и т.д.),

- образование сложных слов (самолёты, пешеходы и т.д.),

- образование однокоренных слов (морозно, морозный, мороз и т.д.)

 -   Формирование практических навыков словоизменения:

- единственное и множественное число имён существительных (ухо – уши, лев – львы  и т.д.),

- употребление имён существительных с предлогами (на ёлке,  к ёлке, от ёлки, из – под стола, из – за дерева и т.д.),

- изменение глаголов по временам, числам и родам (пролетело лето, пролетает осень, пролетит  и зима и т.д.),

- согласование имён существительных с именами  числительных (две девочки, пять девочек и т.д.),

- согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и числе  (берёзка стройная – берёзки стройные и т.д.),

- изменение имён существительных по падежам в единственном и множественном  числе,

- согласование имени существительного с глаголом в числе (девочка бежит – девочки бегут и т.д.),

- согласование местоимений «мой», «моя», «моё», «мои» с существительными  (моя кофта, моё ведро, мой шкаф, мои носки),

- понимание падежно – предложных конструкций, выражающих отношения лиц, предметов между собой (покажи указкой ручку, покажи указку ручкой и т.д.).

 -    Понимание обращенной речи;

 -    овладение навыками составления простых, а затем сложных предложений;

 -овершенствование диалогической речи: умения вести диалог, задавая и отвечая на вопросы по сюжету;

 -   составление рассказов по демонстрационному действию;

 -  пересказ рассказов с использованием фланелеграфа, сюжетных картинок, серии сюжетных картинок, одной сюжетной картинки;

-  составление рассказов по одной сюжетной картинки;

-    пересказ рассказов с использованием опорных сигналов;

-    составление рассказов с элементами творчества;

-    составление описательных рассказов;

-    творческое рассказывание.

-    Развитие  психических процессов:

- познавательных  психических процессов (внимания, памяти, мышления (видов  мышления: наглядно – образного, словесно – логического; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) и т.д.;

- волевых  психических процессов (настойчивости, выдержки и т.д.);

- эмоциональных психических процессов (моральных, интеллектуальных, эстетических чувств).

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»